Учитель-логопед Ганина Татьяна Александровна

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием “пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение.

Необходимо помнить два важных правила. Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно; второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

Игры с предметами:

сборные матрёшки; пирамидки; обведи по контуру (карточки с изображением предметов из бархатной бумаги, крупы, меха, наждачной бумаги, семечек и т.д.); чашки-ложки (пересыпание маленькой ложкой крупы из одной чашки в другую); лепим из пластилина (буквы, цифры и т.д.); мозаика; бусы; шнуровки; разноцветные прищепки; игра “Золушка” (сортировать смешанных две крупы: например белую и красную фасоль или фасоль и горох и т.д.); забавные картинки ( на лист картона наносится ровный слой пластилина, затем из крупы выкладываются различные предметы); узоры из счётных палочек или спичек; графические упражнения.

Упражнения без речевого сопровождения.

Зайчик.

Человечек.

Ёжик.

Массаж (или самомассаж)

подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечек одного пальца).

Грибы
Вылезли на кочке мизинец

Мелкие грибочки: безымянный

Грузди и горькушки, средний правая рука

Рыжики, волнушки. указательный

Даже маленький пенёк большой

Удивленья скрыть не мог. большой

Выросли опята указательный

Скользкие маслята, средний левая рука

Бледные поганки безымянный

Встали на полянке. МизинецМассаж (или самомассаж) фаланг пальцев (на каждый ударный слог – разминание фаланги одного пальца; направление массажных движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца).

Вырос у нас чесночок, указательный

Перец, томат, кабачок, средний правая рука

Тыква, капуста, картошка, безымянный

Лук и немножко горошка. мизинец

Овощи мы собирали, мизинец

Ими друзей угощали, безымянный левая рука

Квасили, ели, солили, средний

С дачи домой увозили. указательный

Прощай же на год, большой палец левой руки

Наш друг – огород! большой палец правой руки Игра с пальчиками

(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы, мизинцы

Много груш там и хурмы, безымянные

Есть лимоны, апельсины, средние

Дыни, сливы, мандарины, указательные

Но купили мы арбуз — большие

Это самый вкусный груз! Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводитсяБельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно “кусаем” ногтевые фаланги (от указательного пальца к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха). После 1-го двустишия – смена рук.

2 3 4 5

Кусается сильно котёнок-глупыш,

5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

2 3 4 5

Но я же играю с тобою, малыш,

5 4 3 2

А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

Игра «Пальчики в лесу»:

«Раз, два, три, четыре, пять
(ребёнок держит перед собой левую руку ладонью к себе.)
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл,
(загибает мизинец.)
Этот пальчик чистить стал,
(загибает безымянный палец.)
Этот резал,
(загибает средний палец.)
Этот ел,
(загибает указательный палец.)
Ну, а этот лишь глядел!»
(загибает большой палец и щекочет ладошку.)
1.Выполнение того же упр., но с правой рукой.

2.Одновременное выполнение упр. двумя ручками.

Игра «Кто приехал?»
Пальцы обеих рук складываются кончиками вместе.

«Кто приехал?»
(Быстро хлопает кончиками больших пальцев.)
«Мы, мы, мы! »
(Кончики больших пальцев прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)
«Мама, мама, это ты?»
( Хлопает кончиками больших пальцев.)
«Да, да, да!»
( Хлопают кончиками указательных пальцев.)
«Папа, папа, это ты?»
( Хлопает кончиками больших пальцев.)
«Да, да, да!»
( Хлопает кончиками средних пальцев.)
«Братец, братец, это ты?»
( Хлопает кончиками больших пальцев.)
«Да, да, да!»
( Хлопает кончиками безымянных пальцев.)
«Ах, сестричка, это ты? »
(Хлопает кончиками больших пальцев.)
«Да, да, да! »
(Хлопает мизинцами.)
«Все мы вместе, да, да, да!»
( Хлопает всеми пальцами.)

Игра-потешка “Ну-ка, братцы, за работу”

Ну-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому — дрова нарубить.

Печи все — тебе топить.

А тебе — воду носить,

А тебе — обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

Ребёнок обращается к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибает все пальцы.

Дождик и солнце.

Горох.

Козочка.

— Шёл старик дорогою  идти пальчиками по стол
— Нашёл козу безрогую. показать пальчиками рога
— Давай, коза, попрыгаем,  постучать пальчиками по столу
— Ножками подрыгаем.
— А коза бодается,  снова показать рога
— А старик ругается. погрозить пальчиком.

Вышел дождик погулять
Раз, два, три, четыре, пять, удары пальцами обеих рук по столу. Левая начинает с

Вышел дождик погулять. Беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук.

Шёл неспешно, по привычке, “Шагают” средним и указательным пальцами обеихА куда ему спешить? рук по столу.

Вдруг читает на табличке: ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по

“По газону не ходить!” столу.

Дождь вздохнул тихонько: часто и ритмично бьют в ладоши.

— Ох! один хлопок.

И ушёл. ритмичные хлопки по столу.

Газон засох.

Желаем успехов!




 

Нижний Новгород, 2012 г.

Консультация для родителей

«Когда ребёнок готов к обучению грамоте?»

Когда лучше начинать занятия по подготовке к обучению грамоте? Это зависит не только от возраста ребёнка, но и от его индивидуальных особенностей. У дошкольника, начинающего заниматься основами грамоты, должна быть ярко выражена познавательная активность. Такой ребёнок любит общаться со взрослым, часто задаёт вопросы об окружающем, проявляет интерес к обучению. Познавательную активность ребёнка нужно всячески поощрять. Ведь это – основа для обучения. Не оставляйте без ответов любые вопросы Вашего ребёнка, чаще обращайте его внимание на явления окружающей жизни, больше читайте.  Именно при совместном чтении книг (в отличие от просмотра видеофильмов) происходит необходимый духовный контакт ребёнка со взрослым. Это эмоциональное общение с родным человеком для дошкольника крайне важно и принесёт неоценимую пользу в его развитии.

Важным моментом для начала обучения грамоте является то, что устная речь ребёнка должна быть развита соответственно возрастной норме. Поэтому, если у Вашего малыша имеются речевые недостатки, их необходимо устранить. К нарушениям устной речи, мешающим обучению грамоте, относятся: пропуски, замены и перестановки слогов и звуков в словах; дефектное звукопроизношение; нечёткая артикуляция звуков; неверное согласование слов в предложении; ошибки в построении фразы. Если Вы замечаете у своего ребёнка старше трёх лет подобные особенности речи, обратитесь за помощью к специалисту по развитию и коррекции речи – логопеду.

В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырёхлетка ещё не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше ещё подождать.

Возраст  5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Как заниматься с дошкольником?

Ещё один важный вопрос. Могут ли занятия по обучению грамоте быть вредными для ребёнка-дошкольника? Могут, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности малыша, перегружает его учебными заданиями вместо естественной для дошкольника деятельности – игры, ставит самоцелью любой ценой научить ребёнка читать.
Обучение дошкольников должно проходить в занимательной, игровой форме. Прежде чем начать непосредственно обучаться чтению, ребёнок при помощи речевых игр должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова – из слогов и звуков, расположенных в определённой последовательности. Система речевых игр позволит ребёнку научиться различать понятия звук и буква, овладеть звуковым анализом и синтезом. К.Д. Ушинский говорил: «Сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова».
Учебно-игровой материал необходимо подавать в сравнении, сопоставлении, побуждать ребёнка постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы и обосновывать их, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Только таким образом формируется главная ценность и основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка, с помощью которого постепенно  будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования своей речи.

Занимаясь с ребёнком, старайтесь соблюдать следующие правила – тогда занятия будут более успешными, а ребёнок будет заниматься с удовольствием.

  • Проявляйте искренний интерес к тому, что вы делаете вместе с ребёнком. Радуйтесь, удивляйтесь, огорчайтесь вместе с ним.
  • Учитывайте состояние ребёнка (до начала занятия). Но если занятие уже началось, постарайтесь довести начатое задание до конца.
  • Не раздражайтесь. Ребёнок должен чувствовать, что Вы – его партнёр и хотите помочь ему. Хвалите за старание.
  • Чаще читайте ребёнку хорошие стихи (С. Михалкова, С. Маршака, А.Барто, Б.Заходера) – это благотворно влияет на восприимчивость детей к звукам речи.
  • Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с успехами других детей. Темп овладения чтением индивидуален для каждого!

С чего начинать обучение грамоте?

С чего же начать? К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Ребёнок при этом запоминает буквы так, как они называются в алфавите, то есть с призвуком гласных: «эф», «пэ», «ка»  и т.д. Это неверный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

Цель первого этапа занятий – привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. С помощью речевых игр, играя со словами и звуками, ребёнок усваивает следующее:Когда мы говорим, мы произносим разныеслова. Слова звучат, потому что состоят из звуков. Звуки в слове идут по порядку. Есть звук в начале слова – он первый, есть последний – в конце слова, остальные – в середине, друг за другом.  Если этот порядок нарушится, то слово «сломается». Его будет не узнать.

Приведу варианты игр со звуками.

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – сонорные [М], [Н], [Р].

«Три слова» Я произнесу 3 слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка, уши, ужин). Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло).

– «Путешествие по комнате» Побеждает тот, кто найдёт больше предметов, обозначаемых словами с определённым звуком. (В другом варианте этой игры у каждого играющего по 4 фишки определенного цвета.Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки). В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребёнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него.

– «Поймай словечко в ладошки» (составить слово из отдельно названных звуков). Называть согласные звуки без призвуков гласных (Д, О, М – дом)!

– «Звуки перепутались» (вариант предыдущей игры, но звуки даются в нарушенной последовательности  Д,М,О – дом).

– «Волшебники» (заменяя один звук в слове, превращаем одно слово в другое:  СОК  –ТОК  –  ТОМ  –  ДОМ  –  КОМ  –  СОМ  –  СОН  –  СОК  –  СУК  –  ТУК  –  ТАК  –  РАК  – МАК…).  Другой вариант этой игры – образовывать новые слова с помощью добавления согласного звука: АНЯ   –   САНЯ,  ВАНЯ,  ДАНЯ,  МАНЯ,  ТАНЯ.

– «Найди слово, которое спряталось в других словах»

1) Составить слово из первых звуков слов:  ШАПКА, АВТОБУС, РАК   –   ШАР
2) Составить слово из последних звуков слов:  КОМАР, ТРАВА, СОК    –   РАК
3) Составить слово из третьих звуков слов:   КУСТ, КРОТ,  КУКЛА      –    СОК

Играть можно с картинками  или  без наглядной основы.

– «Цепочка слов» (придумать слово на последний звук предыдущего слова). Для речевых игр с дошкольниками подбирайте такие слова, в которых написание не расходится с произнесением. Помните, например, что звонкие согласные звуки в конце слов оглушаются: МОРОЗ, ЗУБ.

– «Лишнее слово» (из четырёх произнесённых слов выбрать то, которое отличается от остальных:

НОРА, НОРА, ПОРА, НОРА
КОЛОС, КОЛОС, КОЛОС, ВОЛОС
КОСА, КОЗА, КОСА, КОСА
КОТ, ГОД, КОТ, КОТ
МЁД, МЁД, ЛЁД, МЁД
ДУДОЧКА, УДОЧКА, ДУДОЧКА, ДУДОЧКА

С помощью этих и подобных занимательных игр со словом можно достичь удивительных результатов: они побуждают ребёнка думать, рассуждать, искать и пробуждают интерес к познавательной деятельности, а это – основа обучения!

Как избежать трудностей в овладении грамотой?

Задолго до изучения грамматических правил ребёнок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разбираться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, это удаётся не всем детям. Уже в первые дни пребывания в школе у многих из них возникают трудности письма, которые называют дисграфией. Под этим понимаются стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил. Дисграфические ошибки

выражаются в пропусках и перестановках букв в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв и т.п.  Появление таких ошибок говорит  о неготовности ребёнка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической зрелости. Правда, и у готовых к школьному обучению детей на самых первых порах могут иногда наблюдаться такого рода ошибки, но они не носят стойкого характера и быстро исчезают по мере овладения грамотой.